Зачастую банки меняют условия обслуживания по пластиковым картам, не смотря на то, что обязательным приложением к любому банковскому продукту является договор, регламентирующий тарифы и условия сотрудничества его владельца с банком. Причем клиент банка вправе заблаговременно изучить его и только при условии, что условия и тарифы ему подходят, заключить договор.
Однако нередко “безоблачную дружбу” сторон договора нарушает несоблюдение условий такого сотрудничества. К примеру, клиент может обнаружить, что банк вдруг изменил условия обслуживания, что становится для него очень неприятным сюрпризом. Почему это происходит и имеет ли клиент право предъявлять банку какие-либо претензии?
Как банки меняют условия обслуживания карт клиентов?
Действительно банк может вносить изменения в условия обслуживания и действующие тарифы по картам (введение комиссий, изменение лимитов, проценты и т.д.). Однако обновление действующих условий невозможно без предварительного уведомления клиентов. Поэтому ответить на вопрос можно однозначно: нет.
Тем не менее многое зависит от того, какие именно условия меняет банк: те, которые называют “общими”, либо те, которые прописываются в индивидуальных договорах работы с клиентами. И именно в этот момент чаще всего и наступает этап недопонимания между банками и их клиентами.
Владельцы банковских продуктов в большинстве своем понимают, что в любое время банк может изменить условия, прописанные в договоре, но ждут от него определенных действий. И зря! Персонального информирования клиентов посредством телефонных звонков, СМС-уведомлений, писем в личных кабинетах или на электронных адреса не происходит. Банк крайне редко выбирает вышеназванные способы донесения информации до своих клиентов и это понятно.
Чаще всего на официальном сайте банковского учреждения в разделе “Новости” или “Тарифы” публикуется соответствующее информационное письмо, а уже через месяц оно вступает в законную силу. Причем действующее законодательство в данном случае не нарушается.
Но кто ежедневно мониторит сайт своего банка? Правильно: никто. В лучшем случае используется личный кабинет онлайн-банка для совершения каких-либо транзакций, но никак не для изучения новых писем и объявлений. В результате получается, что сотрудники уведомили клиентов, изменили условия сотрудничества, но 99% клиентов об этом так и не узнали. Зачастую именно таким образом банк меняет условия обслуживания по карте, а клиенты остаются не осведомлены об изменениях.
Что делать, если клиент узнал о том, что банк изменил условия сотрудничества?
В том случае, когда клиент узнает о том, что банк изменил условия предоставления своих услуг, и лично для себя считает их неприемлемыми, он имеет полное право отказаться от них. Однако до этого момента необходимо полностью погасить свои обязательства перед банком. В случае с кредитной картой – восполнить недостающий баланс, а дебетовой – снять остаток на счете. После этого договор расторгается по заявлению владельца карты.
Если расторгнуть договор с банком невозможно (например, клиент не хочет или не может отказываться от банковских услуг), то можно попробовать договориться с банком об индивидуальных условиях. Банковские учреждения достаточно часто проявляют лояльность по отношению к своим клиентам (например, возвращают сборы, оплаченные по новым повышенным тарифам), но это обсуждается индивидуально и только” по горячим следам”.
В непонятных случаях всегда необходимо обращаться к договору, который имеется на руках у каждого клиента. В документе может быть прописан пункт, регламентирующий право банка на изменение тарифов по решению банка. Тогда как-то повлиять на ситуацию вряд ли получится, поэтому стоит внимательно ознакомиться с договором еще на этапе подписания документов.