В статье рассмотрим как изменились таможенные пошлины и платежи в 2024 году. В числе последних изменений, рассмотрим изменения сроков уплаты таможенных платежей, изменения ставок таможенных пошлин. Также дадим советы по правильному расчету таможенных пошлин, но обо всем по порядку.
Изменение сроков уплаты таможенных платежей
Одним из ключевых изменений в сфере таможенных платежей в последнее время стало изменение сроков их уплаты. Согласно поправкам, внесенным в Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) в 2023 году, для ряда товаров установлены новые, более гибкие сроки внесения таможенных пошлин и налогов.
Так, для подакцизных товаров, ввозимых на территорию ЕАЭС, срок уплаты таможенных платежей сокращён с 15 до 10 рабочих дней. Это касается алкогольной и табачной продукции, автомобилей, топлива и других подакцизных групп. Данная мера призвана ускорить оборот подакцизных товаров и пополнение государственных бюджетов стран ЕАЭС.
В то же время для остальных категорий товаров, не относящихся к подакцизным, срок уплаты таможенных пошлин и налогов был увеличен с 10 до 15 рабочих дней. Это позволяет импортерам получить дополнительное время на подготовку платежей и более равномерно распределить денежные потоки.
Отдельно стоит упомянуть изменения в отношении временно ввозимых товаров. Для этой категории срок уплаты таможенных платежей сокращён до 5 рабочих дней с момента выпуска товаров в таможенную процедуру временного ввоза (допуска). Данное нововведение призвано усилить контроль за своевременностью вывоза временно ввезённых товаров с таможенной территории ЕАЭС.
Важно отметить, что при нарушении установленных сроков уплаты таможенных платежей импортеры будут привлекаться к административной ответственности в виде штрафов. Размер штрафа зависит от длительности просрочки и составляет от 5% до 30% от неуплаченной суммы за каждый день просрочки.
Таким образом, последние изменения в таможенном законодательстве ЕАЭС в 2024 году ввели более гибкие, но в то же время более жёсткие требования к срокам уплаты таможенных платежей участниками внешнеэкономической деятельности. Это призвано оптимизировать денежные потоки государств-членов Союза, ускорить товарооборот и усилить контроль над своевременностью исполнения импортерами своих таможенных обязательств.
Изменение ставок таможенных пошлин в 2024 году
Наряду с корректировкой сроков уплаты таможенных платежей, в последние годы также произошли значительные изменения в части ставок таможенных пошлин на ввозимые в ЕАЭС товары.
Одним из ключевых нововведений стало повышение ставок ввозных таможенных пошлин на ряд потребительских товаров. Так, с 2022 года ставки пошлин были увеличены на импорт электроники, бытовой техники, мебели, одежды, обуви и некоторых других групп товаров народного потребления.
Данная мера была направлена на поддержку отечественных производителей аналогичной продукции и сокращение доли импорта на внутреннем рынке стран ЕАЭС. Повышение пошлин варьируется от 5% до 15% в зависимости от категории товаров.
В то же время для ряда промышленного оборудования, комплектующих и сырья, напротив, было принято решение о снижении ставок ввозных таможенных пошлин. Это касается, например, оборудования для модернизации производств, комплектующих для сборки техники, а также некоторых видов промышленного сырья.
Такие шаги призваны стимулировать техническое перевооружение отраслей, повысить их конкурентоспособность и нарастить объемы выпуска готовой продукции внутри ЕАЭС. Снижение пошлин на эти товары варьируется от 2% до 7% в зависимости от категории.
Кроме того, в 2023 году был расширен перечень товаров, ввозимых на льготных условиях. Речь идёт о снижении или нулевых ставках таможенных пошлин на оборудование, комплектующие и сырьё для реализации инвестиционных проектов на территории стран ЕАЭС. Данная мера направлена на привлечение иностранных инвестиций и стимулирование развития отраслей.
Таким образом, за последние 2-3 года в ЕАЭС были реализованы точечные изменения таможенных пошлин, нацеленные на защиту внутренних рынков, поддержку национальных производителей и стимулирование импортозамещения. При этом сохраняется дифференцированный подход с учётом интересов различных секторов экономики.
Таможенные пошлины и платежи в 2024 году. Изменение в платежах на импортируемые товары
Помимо корректировки сроков уплаты и ставок таможенных пошлин, в последнее время произошли и другие изменения в структуре таможенных платежей на импортируемые товары.
Одно из наиболее значимых изменений – это введение дополнительного таможенного сбора на ввоз отдельных категорий товаров. Так, с 2023 года был введен специальный сбор в размере 5-10% от таможенной стоимости товаров на импорт некоторых видов электроники, бытовой техники, мебели, одежды и обуви.
Данная мера рассматривается как инструмент поддержки отечественных производителей аналогичной продукции, пострадавших от роста конкуренции со стороны более дешёвого импорта. Средства, полученные от взимания этого сбора, направляются на финансирование программ импортозамещения в соответствующих отраслях.
Другим важным событием стало введение дифференцированных ставок НДС на ввозимые товары. Если раньше ставка НДС была едина для всех импортируемых товаров и составляла 20%, то теперь она варьируется в диапазоне от 10% до 20% в зависимости от категории товаров. Более низкие ставки НДС (10%) были установлены на социально значимые товары первой необходимости, товары для детей, а также на ряд сырьевых материалов и комплектующих, используемых в производстве. В свою очередь, ставка 20% сохранилась для товаров класса “люкс”, предметов роскоши и товаров, не относящихся к первоочередным нуждам населения.
Кроме того, был расширен перечень товаров, освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Это касается, в частности, ряда медицинских изделий, комплектующих для производства высокотехнологичной продукции, а также материалов и оборудования для реализации приоритетных инвестиционных проектов.
Таким образом, в последние годы произошли существенные изменения в структуре таможенных платежей на импортируемые в ЕАЭС товары. Эти меры направлены на поддержку отечественных производителей, стимулирование импортозамещения, а также на реализацию социально ориентированной политики в сфере ценообразования на ввозимые товары.
Нововведения в таможенном законодательстве в 2024 году
Помимо уже реализованных изменений в области таможенных пошлин и платежей, в 2024 году ожидается введение ряда новых мер, направленных на дальнейшее совершенствование таможенного регулирования в ЕАЭС.
Одним из наиболее значимых нововведений станет запуск единой цифровой платформы для подачи таможенных деклараций и совершения таможенных операций в электронном виде. Эта мера призвана значительно ускорить и упростить взаимодействие участников ВЭД с таможенными органами, сократить временные и финансовые издержки.
В рамках этой платформы будет обеспечена возможность подачи деклараций в “одно окно”, интеграция с различными государственными информационными системами, а также применение технологии “единого электронного окна” для прохождения всех необходимых таможенных формальностей.
Также в 2024 году ожидается запуск пилотного проекта по внедрению механизма “автоматической регистрации” таможенных деклараций. Это подразумевает, что при соблюдении всех условий и предоставлении полного пакета документов декларация будет автоматически регистрироваться без участия таможенного инспектора.
Такой механизм позволит значительно сократить сроки выпуска товаров, повысить прозрачность таможенных операций и снизить коррупционные риски. Успешная апробация пилотного проекта в 2024 году может послужить основой для дальнейшего масштабирования этой практики на все таможенные процедуры.
Также в планах на оставшийся период 2024 года – расширение перечня товаров, в отношении которых будет применяться электронное предварительное информирование таможенных органов. Это позволит ещё до прибытия груза на таможенную территорию ЕАЭС провести анализ рисков и ускорить процедуры выпуска после фактического ввоза.
Таким образом, грядущие изменения в таможенном законодательстве ЕАЭС в 2024 году будут носить преимущественно цифровой и технологический характер. Они направлены на повышение эффективности таможенного администрирования, сокращение издержек участников ВЭД и создание более комфортных условий для осуществления внешнеторговой деятельности.